четверг, 18 октября 2012 г.

Открытое занятие.Тема. ПЛОД. ЧТО ВНУТРИ У СЕМЯН?



Цель занятия. Расширить представления воспитанников о плодах.
Задачи:
1. Продолжить изучение раздела «Что такое цветок?».
2.Сформировать понятия «плоды» и «ложные плоды».
3. Показать разнообразие плодов, раскрыть их значение для человека.
4. Ввести новые понятия и обогатить словарный запас ребенка.
Оборудование. Дневники наблюдений, пакеты, коробочки, лупы, карандаши, пластилин, баночки, кружки, сосуды, семена овощных и цветочных культур. Плоды граната, тыквы, яблока, груши.
Литература. Л.А.Багрова «Я познаю мир». Растения. Л.И. Гайдина «Изучаем окружающий мир с увлечением».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент. Приветствие воспитанников. Начинаем мы опять думать, рассуждать, смекать.
2. Вступительная беседа. «Интересные плоды».




Каждый знает, что яблоко, груша, слива, вишня, земляника – это и есть плоды, так как они развились из завязи и содержат в себе семена. Но не все ботаники с этим согласны. Некоторые ученые считают, что настоящие плоды только те, что образовались из завязи – это слива, вишня, мак, томат. Плоды, которые образовались из других частей цветка – ложные плоды. Например, земляника образована разросшимся цветоложем. Затем решили, что плод правильно рассматривать как результат видоизменения всего цветка.
3. Новая тема.
Если вначале своего развития плод еще сохраняет признаки цветка, то после созревания плода эти признаки сильно изменяются или совсем исчезают. Снаружи плод окружен околоплодником, который защищает зреющие внутри семена от высыхания, от повреждений. Околоплодники бывают сухие и сочные. Мякоть спелого яблока, дыни очень сочная. А незрелый околоплодник – кислый, горький, вяжущий, невкусный, предохраняет плод от несвоевременного поедания, незрелые семена от порчи.

Многосеменные (ягода, яблоко, тыквина, гранатина)

Односеменные (вишня, абрикос, персик, черемуха)

Многокостянка (ежевика, малина)

Сухие плоды (вскрывающиеся – боб, мак, стручок), (невскрывающиеся – лещина, орешек).

Виды плодов: боб, стручок, коробочка, орех, костянка, зерновка.

Ягода – это плод?

Ягода – это такой плод, у которого внутри много семян и нет косточки. Значит вишня не ягода, а томат – ягода?

Да, с точки зрения ученого- ботаника, это так. И цитрусовые плоды - апельсин, лимон, мандарин-то же ягоды. Стало быть тыква, арбуз, дыня, огурец – тоже ягоды.

Придется привыкать к мысли, что арбуз с огурцом – родственники, да еще и ягоды.

Из чего же состоит семянка?

Любое семя покрыто кожурой. Она гладкая, но бывают семена с крылышками (у клена ), с шипами и другими приспособлениями, можно заметить рубчик на том месте, где он отделился от семяножки. Рядом с рубчиком - отверстие микропиле. Зародыш – главная часть семени .Зародыш состоит из корешка , стебелька и почечки.

Пшеница, кукуруза , злаковые – крахмал.

Подсолнечник, лен ,арахис – жиры.

Бобовые – белки. Семена этих растений дают людям муку , крупы, растительные масла. Но они необходимы и для питания прорастающего зародыша.

ЗАДАНИЕ. Продолжи предложение. На месте цветов образуются:
Листья

Почки

Плоды с семенами

Цветы
Растениям плоды нужны, для того, чтобы:
Их ели животные

Быть красивыми

Распространять семена

Их выращивали люди.
Какие плоды, на каком дереве растут? Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение:
Желуди растут на --------(дубе)

Яблоки растут на---------(яблоне)

Шишки растут на -------(ели и сосне)

Грозди растут ------------(рябине, винограде)
Пословицы и поговорки:

Дерево скоро садят , да не скоро с него плоды едят.

Злое дерево и плод его зол.

Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

Неказисто дерево, да вкусен плод.

В золотой клубочек спрятался дубочек (желудь).

Мальчик- крошка в костяной одежке (орех).

Часть растения, развивающаяся на месте цветка (плод).

4.Практическая часть. Сбор семян клена, березы, дуба, и цветочных растений.
5. Игровая часть.
Биологическая игра «СЕМЕНА»
Выбираются 2 водящих – воробей и червячок. Все кроме водящих, становятся в линеечку у стены изображая созревшие семена, готовые вот – вот покинуть растение. Посредине комнаты навстречу друг другу движутся воробей и червячок. Ведущий говорит : «Ветер подул в нашем саду через поле, через сад семена летят – летят» Дети изображают семена, бегут к другой стене, кого коснулся червячок или воробей «съедены». Съеденные червячком или птичкой семена сами превращаются в червячков и птиц.
6. Творческая часть. АППЛИКАЦИЯ ИЗ СЕМЯН.
1.Подбор материала. (баночки ,сосуды, кружки, емкости).

2.На внешнюю часть материала намазывается пластилин любого цвета.

3.С помощью различных семян (горох, подсолнечник, фасоль, бобы, тыквенные семечки ) составляется любая композиция в виде рисунка.
7.Итог занятия.
Что интересного и полезного было сегодня на нашем занятии? Что больше всего запомнилось, а что может быть удивило? Спасибо за занятие.




Комментариев нет:

Отправить комментарий